Это четвёртый выпуск «Путеводителя в музыкальную индустрию», и в этот раз мы поговорили с Ватанабэ Сё (渡辺翔), автором текстов и композитором, одним из ведущих представителей музыкального направления anison1.
Послужной список Ватанабэ включает в себя авторство многих хитов, известных всем любителям anison. Песни певицы LiSA: “Datte Atashi no Hero”, “oath sign”, “crossing field”, дуэта ClariS: “Connect”, “Colorful”, и многие другие вышли именно из-под его пера.
Аниме-музыкальная индустрия развивается семимильными шагами, и Ватанабэ находится в её первых рядах, и мы провели с ним большой диалог, так что милости просим почитать!
— Когда Вы начали заниматься музыкой?
Ватанабэ Сё (далее — Ватанабэ): С музыкальным инструментом я познакомился, когда поступил в музыкальное училище, то есть когда мне было лет 19. Достаточно поздно, на мой взгляд. В то время я даже не знал, где находятся ноты до, ре, ми на фортепиано. Вообще, у меня была гитара, но я не умел на ней даже аккордами играть.
— А что стало поводом для Вашего поступления в музыкальное училище?
Ватанабэ: Изначально я хотел стать продюсером, но тем, что занимается продажами или маркетингом. Поэтому пошёл на курсы. Однако оказалось, что это были курсы именно музыкального продюсера, отвечающего за производство музыки, как Комуро Тэцуя. И вот, когда у нас были уроки композиции, я с головой увлекся сочинением.
— Должно быть, нелегко Вам давались занятия как человеку, совершенно незнакомому с индустрией?
Ватанабэ: Да уж, сначала было очень тяжело! (смеется) Темой первого занятия было построение ритма, а я сидел и не понимал: «а что такое ударные?» Студенты вокруг меня уже набрасывали кто ритм восьмыми, кто самбу, а я просто наобум расставил миди для драм-машины и получил рецензию: «ну ты прямо новатор». Признаться, было достаточно неловко.
— У Вас не бывало моментов, когда Вы отчаивались?
Ватанабэ: Начнем с того, что я даже не понимал, насколько у меня было все плохо и насколько далёк я был от остальных. Даже на дальнейших занятиях было нелегко, например, когда я сочинял песню, как мне казалось, в до мажоре, а мне указывали, что это фа мажор. И всё же где-то к концу первого года я кое-как научился сочинять песни, пусть и примитивные.
— Чем Вы занимались после выпуска из училища?
Ватанабэ: По рекомендации училища я смог устроиться в музыкальное агентство2, но в то время я даже временный вокал не прописывал в свои демо, поэтому долгое время мои песни вообще не принимались. Я понял, что дальше так продолжаться не может, и нашёл avex artist academy. Там была такая система, что если тебя отберут на прослушивании, то ты получаешь право на бесплатное обучение, так что я отправил свою демо-запись, её оценили, и я смог целый год учиться бесплатно.
— Довольно быстрое развитие событий для человека, начавшего сочинять только 2-3 года назад.
Ватанабэ: Я с самого начала очень любил слушать музыку, думаю, это тоже сыграло не последнюю роль.
— А какие песни Вы слушали, будучи студентом?
Ватанабэ: Мне изначально нравился жанр visual kei3, я его слушал очень много, от GLAY до DIR EN GREY. Позже мне начали нравиться 175R и SHAKALABBITS — и я полюбил J-Rock вообще. Я и сейчас с большим удовольствием слушаю рок.
— То есть в то время Вы слушали только рок и его родственные жанры?
Ватанабэ: Нет, мне и J-Pop нравился, его я тоже часто слушал. Каждую неделю я сверялся с чартом Oricon4, брал в прокат где-то 20 песен из верхних строк и много их слушал. И это продолжалось со второго класса средней школы до выпуска из старшей.
— Невероятный уровень меломании.
Ватанабэ: Да, я был своего рода «суперслушатель». Настолько я любил музыку. Поэтому и захотел пойти в эту сферу.
— Есть ли какие-то отличия в том, как Вы слушаете музыку сейчас и как слушали раньше?
Ватанабэ: Раньше я не умел играть на музыкальных инструментах, поэтому во время прослушивания главным образом концентрировался на мелодии. Брал только, так сказать, заглавные песни. Но с visual key группами всё иначе: я слушал все синглы именитых групп. Потом я заинтересовался инди-группами, начал собирать их записи… В общем, слушал очень много.
— Нечасто встретишь настолько серьёзного слушателя.
Ватанабэ: Возможно. В последнее время я всё чаще слушаю на Apple Music и YouTube. В связке с видеорядом лучше воспринимается. Стараюсь просматривать похожие видео и слушать песни различных жанров.
— Кстати, когда участвуете в компэ5, слушаете демо-треки соучастников?
Ватанабэ: Раньше слушал и анализировал.
— Из-под Вашего пера выходят такие многоплановые песни в разных жанрах и стилях, как Вы думаете, это тоже благодаря тому, что Вы слушали так много музыки?
Ватанабэ: Думаю, в частности благодаря этому, также большую роль сыграл тот факт, что в avex artist academy я имел возможность тщательно изучить теорию музыки.
— В музыкантской среде часто можно встретить споры на тему «нужно ли учить теорию музыки». Что Вы скажете по этому поводу?
Ватанабэ: Скажу, что это зависит от человека. Проще всего понять на примере языка: японцы ведь даже не изучая грамматику могут естественно говорить на японском языке. Так же и в музыке: если человек ей занимается с самого детства, то он её понимает на уровне ощущений, и такому человеку нет сильной нужды в теории музыки. С другой стороны, не получится сразу так же непринуждённо говорить на английском языке, изучение которого начинается только в средней школе. Так что если вы начали сочинять музыку только в средней или старшей школе, то для начала необходимо хорошенько изучить, что, как и почему происходит.
— Насколько глубоко нужно в это погружаться?
Ватанабэ: Зависит от жанра, в котором хотите работать, однако я рекомендую так или иначе изучить как можно больше. На этот раз аналогия будет с математикой. Тот, кто может только складывать и вычитать, скорее всего будет допускать ошибки в вычислениях. В то время как человек, который уже умеет раскладывать на множители, вряд ли будет ошибаться в сложении и вычитании. Аналогичным образом, умея сочинять песни с применением сложной теории, вы имеете бо́льшую свободу действий в сочинении песен вообще. Будешь долго стоять на цыпочках — ногу сведёт6: при сочинении сложной песни вы, скорее всего, где-то да ошибётесь. Однако если вы имеете навык сочинения ещё более сложных песен, вам достаточно будет просто спуститься на уровень ниже. В общем, вот мои мысли на этот счёт, так что я считаю, следует изучать теорию музыки, насколько вам это по силам.
— Понятно, довольно доступное объяснение. Кстати говоря, какие ещё дисциплины, помимо теории музыки, были в avex artist academy?
Ватанабэ: Каждые выходные к нам приходили ведущие композиторы индустрии и проводили уроки. Они давали послушать демо-версии своих песен, и это очень хорошо стимулировало меня. К тому же вокруг меня было много талантливых людей.
— Довольно мотивирующее и развивающее окружение. А чем Вы занимались после выпуска?
Ватанабэ: В январе того года, когда выпустился, я разослал нескольким агентствам свои демо-записи и в итоге устроился в Smile Company, где работаю и по сей день.
— Выходит, с тех пор Вы и начали участвовать в компэ. Когда Вашу песню впервые приняли?
Ватанабэ: Когда мне было 22 года. Дело было где-то в марте, то есть к тому времени я уже примерно 3 месяца как был в Smile Company.
— Очень скоро.
Ватанабэ: Да. Помню, как сильно я был этому рад.
— Сколько песен в год Вы сочиняли в то время?
Ватанабэ: Я тогда был немного на взводе, ведь меня взяли в крупное агентство, надо хорошо стараться, чтобы этому соответствовать, поэтому примерно по сотне песен в год сочинял. Участвовал во всех компэ, в которых только мог, в том числе и ради оттачивания навыков в разных жанрах.
— Вы считаете, надо сочинять как можно больше песен?
Ватанабэ: У каждого человека свой темп, так что на этот счёт ничего не могу сказать однозначно, но, полагаю, хотя бы одну песню в неделю сочинять всё же стоит.
— Когда Вы создаёте демо, на каком уровне качества останавливаетесь?
Ватанабэ: Как минимум, на таком, чтобы была ясна направленность аранжировки. А вообще стараюсь делать по максимуму, сколько смогу.
— В начале своего пути Вы занимались подработкой в параллель с музыкой, должно быть, нелегко было. С каких пор Вы смогли себя полностью обеспечивать музыкой?
Ватанабэ: Лет с 26-27. Доходы от музыки были и раньше, но пока они не начали покрывать полностью мою жизнь, я не прекращал подработку.
— А какая у Вас была подработка?
Ватанабэ: Я подрабатывал в игровом центре и в супермаркете в ночную смену. Слушал свои же песни в USEN в магазине. Немного обидно было, конечно. (смеется)
— Сейчас Вы находитесь на передовой индустрии anison, наверняка у вас много персональных заказов. Был ли какой-то поворотный момент?
Ватанабэ: Это был выход сингла “Connect” дуэта ClariS, опенинга к аниме «Девочка-волшебница Мадока». После него я потихоньку начал получать персональные заказы. Я создавал то, что нравилось людям, и выходил на новый уровень.
— Сделали хороший продукт — пошли персональные заказы, и Вы делаете ещё больше хороших продуктов… Так и создавались хиты, один за другим. Как у Вас устроен процесс сочинения песни?
Ватанабэ: Это не рекомендация, но я лично часто начинаю с гармонии. Записываю аккордовые последовательности в пиано ролл, потом зацикливаю и придумываю мелодию.
— С какой части песни начинаете?
Ватанабэ: Со вступления или куплета. Всё-таки самая насыщенная часть песни — припев, а к нему ещё надо плавно подвести.
— Среди композиторов много и тех, кто по аналогичной причине начинает сочинение с припева.
Ватанабэ: Конечно, все люди разные. Я лично выстраиваю этакую лестницу к припеву как к самой насыщенной части. В конце концов, припев может меняться в зависимости от того, как заканчивается прекор7, так что я стараюсь продумывать драматургическую линию в сторону увеличения насыщенности.
— А как Вы вводите в песню такие приёмы, как модуляция?
Ватанабэ: Я сразу работаю с ориентиром на модуляцию, недиатонику и прочие нюансы подобного рода. Никогда не добавляю модуляции с целью скорректировать диапазон мелодии или что-то в этом роде. Разумеется, в процессе создания мелодии выполняю регармонизацию и т.д.
— Полагаю, бывают времена, когда мелодия в голову не идёт.
Ватанабэ: В таком случае можно послушать другую песню и освежить голову, но вообще я просто зацикливаю гармонию и думаю, пока мелодия не родится. Если же в голову ничего не приходит, то начинаю менять гармонию, ритм, фактуру аккомпанемента и т.д.
— Гармонию Вы прописываете на фортепианном звуке?
Ватанабэ: В разных песнях по-разному. Например, в гитарном роке я прописываю аккорды на гитаре. Так проще придумывать подходящую по стилю мелодию.
— Что Вы используете для прописывания гитары?
Ватанабэ: Плагин Electri6ity.
— Можете описать свой сетап?
Ватанабэ: DAW у меня неизменно Cubase. Из плагинов-генераторов часто использую Omnisphere2. Оба этих продукта служат мне добрую службу ещё со времён начала моей карьеры. Недавно купил Avenger от Vengeance Sound, теперь его тоже часто применяю. С ним легко добиться звучания EDM, внести стилистические акценты в песню. Довольно полезная вещь.
— Есть ли у Вас что-то, что Вы держите в голове в процессе сочинения песни?
Ватанабэ: В первую очередь, то, что я делаю, должно нравиться мне самому. Плюс, важно переслушать много песен того жанра, в котором работаешь, и хотя бы раз «подсесть» на него. На мой взгляд, это необходимый опыт, чтобы освежить голову и полюбить жанр.
— Помимо сочинения музыки, Вы же ещё и тексты песен пишете, учились ли Вы этому отдельно?
Ватанабэ: В училище изучил азы, но занялся этим только когда начал участвовать в компэ. Несколько раз было, что текст рождался вместе с песней, а потом такой формат работы закрепился.
— Даже под большим давлением Вы продолжали добиваться своих целей и благодаря этому смогли произвести на свет хиты.
Ватанабэ: Когда слишком много работаю, бывает, что перегревается мозг, я становлюсь рассеянным. Возможно, я просто плохо умею переключаться. (смеется)
— Со всеми этими тяготами не возникало ли у Вас мысли бросить музыку?
Ватанабэ: Было дело. В начале своей карьеры я ставил себе цель на каждый год с расчётом на то, что если я её не достигну, то брошу музыку.
— Какие это были цели?
Ватанабэ: Первой целью было «устроиться в музыкальное агентство», на следующий год стало «добиться принятия песни», затем — «выйти на заглавную песню», «добиться принятия песни в более серьёзном компэ»… И таким образом шаг за шагом повышал себе планку, умудрялся достигать успеха, и вот до сих пор продолжаю работать.
— Немало людей ставят себе цели для своей деятельности, а как именно их определяете Вы?
Ватанабэ: Главное — ставить чёткие и достижимые цели. Очень полезно иметь что-то, что даст ощущение развития. Стагнировать ведь страшно.
— Как Вы думаете, что сейчас необходимо человеку, желающему стать автором?
Ватанабэ: Я думаю, важно уметь правильно себя подавать. Конечно, можно начинать свой путь просто с успехов в компэ, однако в наше время появилось много возможностей для самовыражения, поэтому, на мой взгляд, нужно думать о своей ценности и уметь продавать себя и свою работу.
— Вокалоид-продюсеры — хороший пример.
Ватанабэ: Согласен. Конечно, важно ещё быть в гармонии со своим стилем работы.
— И напоследок, прошу Вас сказать пару слов для тех, кто собирается работать в направлении anison.
Ватанабэ: Как можно глубже погружайтесь в то, что вам нравится. Если у вас есть любимая песня, послушайте больше других песен схожего жанра, попробуйте отследить истоки. Строго говоря, anison жанром не является, так что советую слушать и создавать разнообразные песни в этом направлении.
— Благодарю за уделённое время.
Как вам, дорогие читатели? Заставляет вновь задуматься о важности развития наслушанности, об отношении к теории музыки, о подходе к работе и многом другом. Надеюсь, данное интервью будет для вас полезно. Будем следить за дальнейшей активностью господина Ватанабэ! У нас есть статья о теории музыки, так что если вам интересно, то милости просим! До новых встреч!
Рекомендованный софт от Ватанабэ Сё
Об авторе
Интервью, составление: momo (田之上護/Таноуэ Мамору)
Родился в 1995 году. Пользователь Digital Performer. После выпуска из музыкальной школы начал сочинять музыку и переехал из Фукуоки в Токио. В августе 2017 дебютировал как композитор и аранжировщик с песней “STARDUST” группы Tsukikura. Мультиинструменталист, который занимается всем, от создания песен и аранжировок до звукозаписи, с девизом «песни, которые берут за душу». Также является композитором и аранжировщиком арт-группы “Shiro”.
TwitterID: @momo_tanoue
“Shiro” официальный сайт: https://www.shiro.space/ “Shiro” TwitterID: @shiro_unit
Послесловие переводчика
Всем доброго времени суток, Хико на линии!
Вообще говоря, это мой первый опыт перевода интервью, так что не судите строго. Хотя нет, судите строго, критикуйте, только конструктивно и без токсичностей.
Данное интервью я нашёл ещё где-то в марте 2021 года, и оно мне сразу очень понравилось. Особенно высказывания Ватанабэ-сана про теорию музыки и история начала его карьеры. Тот момент, что он в 19 лет только начал входить в музыку, мне напомнил Ломоносова, и меня особенно сильно впечатлило, что даже начав так поздно, он достаточно быстро смог выйти на очень хороший уровень и начать создавать действительно превосходные песни.
Я знаю Ватанабэ-сана как автора песен уже очень давно и отношусь к нему с огромным уважением. Как раз на стыке 2016 и 2017 годов, в новогоднюю пору, за пару недель до начала изучения японского языка, я познакомился с дуэтом ClariS, начал заслушиваться их песнями, многие из которых написал как раз Ватанабэ-сан. Для меня песни ClariS авторства Ватанабэ-сана в аранжировке Юаса Ацуси-сана (в частности — те самые “Connect” и “Colorful”, упоминающиеся в интервью) с тех пор и по сей день являются одними из эталонов настоящей японской попсово-анимешной музыки.
Если вам интересна эта тема, крайне рекомендую посмотреть следующие пять видосов с участием Ватанабэ-сана: раз, два, три, четыре, пять. В первом с ним обсуждают его хиты, во втором ему дают условный заказ, а он накидывает идеи и описывает свой подход к работе на практике, в третьем рассказывает про свои любимые песни, а в четвёртом и пятом демонстрирует и описывает свой сетап. Очень интересные и познавательные видосы с щепоткой забавных моментов. Правда, готовых субтитров там нет, поэтому для полноценного понимания вам потребуется либо знание японского языка, либо умение понимать автоматически сгенерированные субтитры.
Напоследок хочу выразить благодарность моей подруге Алисе Савиной, которая очень основательно подошла к моей просьбе проверить сей текст и помогла исправить многие недочёты.
Что ж, за сим разрешите откланяться. Ещё увидимся!
Источник: https://sleepfreaks-dtm.com/music-industry/sho-watanabe
Автор: sleepfreaks
Дата публикации: 2017-12-30
Переводчик с японского: H1K0
Дата публикации перевода: 2024-10-04
Footnotes
-
Сокращение от anime song. — прим. пер. ↩
-
Музыкальное агентство (яп. 音楽事務所) — организация, которая содержит в своём штате авторов, продюсеров и исполнителей музыки и организует их деятельность. — прим. пер. ↩
-
Visual kei (яп. ビジュアル系) — жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock’а в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах. Википедия. — прим. пер. ↩
-
Oricon — японская компания, предоставляющая статистику и информацию о музыке и музыкальной индустрии Японии. Её чарты в Японии являются одними из самых уважаемых. Википедия. — прим. пер. ↩
-
Компэ (сокр. от competition) — конкурс на отбор песен, который объявляют продюсеры, менеджеры или издатели. Они обозначают, для какого артиста какого рода песни нужны, и рассылают эту информацию музыкальным агентствам, чтобы те донесли её до авторов. Авторы создают и отправляют заказчику демо-версии песен, тот их рассматривает и отбирает нужные. — прим. пер. ↩
-
Японская пословица, аналог нашей «выше головы не прыгнешь». — прим. пер. ↩
-
Прекор (сокр. от англ. pre-chorus) — буквально «предприпев», часть песни между куплетом и припевом. — прим. пер. ↩